Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Antrikotka : antrikotka .www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 138822 зарегистрирован более 1 года назад

Antrikotka

настоящее имя:
Анастасия
Портрет заполнен на 73 %

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок


    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 0

Мне нравится

Темы форумов

Данных материалов у пользователя нет

Записи в блогах

Тави Тум 17 августа 2020
Mel.fm
Лингвистика — это наука, которая требует усидчивости и даже математических наклонностей. Наш блогер Марк Блау часто рассказывает об интересных учёных в этой области знаний. Сегодня он делится тем, как связаны графики со словами, и рассказывает, какой словарь поможет научиться читать на иностранном языке за год.

Кто такой Джордж Зипф
«В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики» (Иммануил Кант). Математикам свойственен некоторый снобизм. Вслед за И. Кантом они считают, что в каждом разделе знания есть лишь столько настоящей науки, сколько в нём математики. Они недалеки от истины. Математика — это концентрированная логика, а любая наука претендует на то, чтобы быть логичной, точной и однозначной в своих утверждениях. Поэтому, насколько это возможно, любая наука старается использовать математические методы.

Американский ученый Джордж Кингсли Зипф (George Kingsley Zipf; 1902–1950) знаменит тем, что первым применил в лингвистике статистические методы, то есть «обвенчал» филологию с математикой. Зипф — американец, но его фамилия явно немецкого происхождения. В силу этого по-русски её могут читать и произносить трояко: и Ципф, и Зипф, и Зиф. Об этом следует помнить, ведя поиск информации об учёном в русскоязычном интернете.

В 1923 году Джордж Зипф поступил в Гарвардский колледж, который окончил с отличием через год. Своё образование филолога Зипф продолжил в Германии. Он учился сначала в Берлинском, а потом в Боннском университете. Именно здесь он пришёл к убеждению, что язык необходимо исследовать как природное явление, потому что он является не результатом соглашения между людьми, а результатом некоторого естественного процесса коммуникации. Оказалось, что этот процесс можно исследовать математическими методами.

Начать эти исследования Зипфу удалось позже. Пока же, возвратившись из Германии в США, он защитил в Гарвардском университете докторскую диссертацию по сравнительной филологии и остался работать преподавателем немецкого языка. Одновременно с преподавательской работой он вёл научную деятельность, продолжал свои работы в области лингвистики и уже в 1935 году издал книгу «Психобиология языка», которая была впоследствии издана в Европе — в Германии и во Франции.

В годы Второй мировой войны Зипф вёл в Гарвардском университете курс немецкого языка для начинающих. Как преподаватель он поставил своей целью организовать учебный процесс таким образом, чтобы значительно ускорить изучение языка. В частности, Зипф добивался того, чтобы к концу первого года обучения студент мог бы читать по-немецки со словарём.

В ходе своей преподавательской работы, применяя методы математической статистики к языку, он открыл закон, который впоследствии был назван в его честь

Этот закон оказал большое влияние на развитие лингвистики, в частности на внедрение в неё математических методов исследования.

К сожалению, жизнь учёного оказалась недолгой. В 1950 году врачи обнаружили у него злокачественную опухоль. Сделанная операция не помогла, и 25 сентября 1950 года Джордж Зипф скончался.

Закон «имени себя» Джордж Зипф открыл, будучи преподавателем иностранного языка. Он задумался над совершенствованием методики преподавания, чтобы повысить эффективность обучения.

Одна из сторон процесса изучения чужого языка — расширение словарного запаса. Хочешь говорить на языке — учи слова этого языка. Конечно, учить их, читая словарь, что называется, от корки до корки и запоминая все встречающиеся в алфавитном порядке слова, — способ не самый лучший. Одни слова встречаются в языке чаще, а другие реже. Некоторые — совсем редко.

Вы знаете, что такое тантамареска и чем она отличается от тинтамара? Между тем эти слова входят в словарь русского языка. Правда, они очень редкие

Словарный запас нужно расширять по другому принципу. В первую очередь следует учить наиболее употребительные слова. Таких слов относительно немного — около 2000. Сначала следует осваивать наиболее часто употребляемые в языке слова, потом — слова, которые используются реже, и, наконец, слова, применяемые совсем редко, для украшения и индивидуализации речи.

Если уж и учить иностранные слова по словарю, то словарь этот должен быть не алфавитным, а частотным. В частотном словаре слова располагаются не по алфавиту, а по частоте встречаемости в текстах на изучаемом языке. Например, слово, которое в алфавитном словаре, состоящем из миллиона слов, встретится 100 тысяч раз, в частотном словаре будет стоять раньше слова, частота встречаемости которого 10 тысяч раз на миллион. В свою очередь, это второе слово будет находиться в частотном словаре ближе к началу, чем слово, встречающееся только тысячу раз на миллион слов.

Позицию слова в частотном словаре иначе называют рангом этого слова. Чем выше ранг слова, тем реже оно встречается в языке, тем дальше от начала это слово находится в частотном словаре. Очевидно, что у служебных слов (предлогов, артиклей и так далее) будет самый низкий ранг. Эти слова встречаются в тексте часто, но, как правило, они короткие и большой смысловой нагрузки не несут. Уже в первом десятке слов частотного словаря появятся и слова значащие. Именно их следует давать студенту при обучении в первую очередь. Так что частотный словарь изучаемого языка насущно необходим студенту, а ещё более — преподавателю.

Чтобы создать такой словарь, надо посчитать частоту встречаемости всех слов определённого языка и расположить их по мере убывания этого параметра. Здесь возникают две проблемы. Во-первых, выбрать текст или группу текстов, которые могли бы представлять весь язык. Набор текстов, способный представлять весь язык в целом, называют ещё корпусом языка. Лингвисты считают, что объём корпуса языка должен быть не менее миллиона слов, а составлять его следует из самых разных источников, от газетных статей до классических текстов. Дело это очень ответственное и требующее настоящего филологического чутья.

Национальный корпус английского языка
Из каких источников образуется корпус английского языка
Вторая проблема — огромный объём вычислений. После того как составлен корпус языка, надо посчитать частоты встречаемости для каждого из слов. До появления компьютеров это было технически невозможно. Сейчас же простенькую программку для компьютера, считающую частоту встречаемости слов, может написать и сообразительный школьник, но проблем от этого не стало меньше, они просто перешли на другой уровень сложности.

Поэтому частотные словари появились относительно недавно. Первый такой словарь английского языка, «The Teacher's Word Book», вышел в свет в 1921 году. Этот словарь включал 10 тысяч самых употребительных английских слов. В 1944 году он был переиздан в увеличенном объёме (30 тысяч слов). Первый частотный словарь русского языка тоже был издан в США в 1953 году. Он содержал около 5 тысяч слов. Первый частотный словарь современного русского языка появился в 1963 году в Таллине. В нём было представлено две с половиной тысячи наиболее употребительных слов. В 1977 году был издан первый частотный словарь русского языка, который создали с помощью компьютера на базе корпуса текстов в миллион слов.

В любом случае понятно, почему, будучи преподавателем иностранного языка в Гарвардском университете, Джордж Зипф заинтересовался проблемой частоты встречаемости слов в языке. Его первая работа в этой области вышла в 1932 году. Зипф исследовал частоту распределения слов в таких далеких друг от друга языках, как латынь и китайский. Китайского языка Зипф не знал, но в это время у него работал аспирант-китаец и несколько студентов-китайцев. Они сделали главную часть работы по подбору корпуса текстов на этом языке.

Затем отдельно по латинскому и по китайскому корпусу определялась частота встречаемости каждого из входящих в него слов. После чего были составлены частотные словари. Для этого все слова латинского языка расположили в порядке убывания частоты встречаемости (возрастания рангов). Точно так же был составлен частотный словарь китайского языка.

Оказалось, что произведение частоты встречаемости слова и его ранга в частотном словаре для каждого языка — величина постоянная

Аналитически закон Зипфа можно было выразить формулой fr = c, где f — частота встречаемости слова в тексте; r — ранг (порядковый номер) слова в частотном словаре; с — постоянная величина, значение которой различается для разных языков.

Кривая, описывающая закон Зипфа, — гипербола, довольно быстро спадающая и с тянущимся затем почти горизонтальным «хвостом». В спадающей части этой кривой находятся самые употребляемые слова, а в хвосте — слова, употребляемые редко. Зато именно в этой части происходят многие чудеса, благодаря которым в языке появляются новые слова, но об этом в следующий раз.
Показать полностью..
Тави Тум 27 декабря 2019
"Московский комсомолец", 21 мая 1994 г.

Я не знаю, кто у нас в стране самый умный. Самый тощий. Самый наглый. Это пусть выясняет Гиннесс и прочие любители патологий. Но я точно знаю, кто – самый грамотный. Мне доподлинно известно имя человека, который даже в бреду напишет квинтэссенция через "и" и не пропустит запятой перед союзом "чтобы".

Он за считанные секунды разберет по составу слово из 29 букв и объяснит его этимологию.

Он знает, что такое парцелляция и лексико-фразеологический анализ.

Ему 94 года, но карандаш в его руке не дрогнет, когда, прочитывая утренние газеты, он в очередной раз отмечает на полях ошибки – одну, другую, третью.

Имя этого человека в моей скромной рекламе, конечно, не нуждается. Оно и так растиражировано миллионами экземпляров на титульных листах словарей, справочников по орфографии и всевозможных пособий. Дитмар Эльяшевич Розенталь. Уже одно только сочетание букв внушает благоговейный трепет. Его труды – преклонение и изумление.

- Помню, еще в десятом классе учительница рекомендовала нам готовиться к экзаменационному диктанту по пособию Розенталя. Потом был престижный вуз, семинары по современному русскому языку и снова: Розенталь, Розенталь, Розенталь... Задаешь преподавателю логичный вопрос: "Почему пишется так, а не эдак?" и получаешь логичный ответ: "А по правилу Розенталя". Неужели до вас писали, как Бог на душу положит, без всяких правил?

- Конечно, нет. Правила существовали всегда, еще со времен Ломоносова. Мне же досталась самая черновая работа: отыскать источники, выбрать, добавить, систематизировать, подобрать примеры.

- Как вы считаете, русский язык – сложный?

- Самый сложный.

- А как же венгерский и финский, в которых только одних падежей то ли 14, то ли 22 (неважно сколько, все равно много)?

- Они более структурированные и поэтому легче для изучения. Кроме того, русские слова произносить гораздо сложнее, чем, скажем, финские.

- А что самое сложное?

- Система ударения и категория рода. Вот скажите-ка мне, какого рода слова "вуаль"?

- Женского, то есть... нет... мужского... то есть...

- Женского. Мы говорим "вуалью", а не "вуалем". Но вы совершенно правильно сбились. Как в жизни, так и в языке мужской род сильнее женского. Именно от него образуются формы женского рода, а не наоборот: сначала был строгий учитель, а уже потом появилась жена его, красавица учительница. Русский человек это чувствует сам не знает каким местом, но как объяснить систему рода иностранцам? Только со средним нет никаких проблем: один раз вызубрил и свободен. Средний род – категория устоявшаяся.

- Вы упомянули о системе ударений. Меня уже несколько лет мучает вопрос, как правильно: нАчать или начАть?

- НАчать – это неграмотно, кто бы так ни произносил.

- По срЕдам или по средАм?

- Говорите, как хотите, но лучше – по средАм.

- А откуда вы знаете, что так лучше?

- Мне Пушкин подсказывает.

- Значит, Александр Сергеевич по-прежнему живее всех живых. А вот интересно, бывает так, что у вас возникают споры с современными профессорами-словесниками, или же авторитет Розенталя непререкаем?

- Да что вы. Еще как бывает. Мы все время ругаемся. Как у составителей учебников дело доходит до раздела"Пунктуация", так и начинается... Система русского языка очень гибкая: можно ставить запятую, можно не ставить, есть случаи, когда пунктуационный знак ставится по выбору пишущего. Но ведь мы-то ученые до мозга костей, нам хочется все загнать в систему, чтобы пишущий человек, например, журналист, не терзался сомнениями, что ему выбрать: двоеточие? тире? запятую? Иногда споры заходят так далеко, что почтенные заслуженные люди кричат друг на друга, как депутаты в Думе, а потом, все красные, бегут успокаиваться в коридор.

- А вы сами когда-нибудь спорили до хрипоты?

- Конечно. Мы с профессором Шанским до сих пор не сойдемся во мнениях о звуке "й". Я везде пишу, что он обычный звонкий, а Николай Максимович – что он сонорный.

- Это что – очень важно?

- Для меня это принципиально.

Дитмар Эльяшевич – вообще человек принципиальный. На журфаке МГУ, где он двадцать пять лет возглавлял кафедру стилистики русского языка, о его замечательных принципах были осведомлены все. Даже студенты-раздолбаи не боялись идти на экзамен, ибо хорошо знали: если в приемной комиссии профессор Розенталь, то меньше четырех баллов им не светит.

В жизни Дитмар Эльяшевич маленький и тщедушный. Если сложить в одну стопку все его работы (что-то около 400 статей и книг), то за ними не будет видно их создателя – труды переросли мастера. Но мастер и сегодня на голову выше тех, кто занимался по его учебникам, получал заслуженные пятерки, а потом и сам пускался преподавать.

- Дитмар Эльяшевич, помогите осуществиться вечной мечте двоечницы. Вы ведь можете составить ультрасложный диктант, чтобы даже учителя наделали в нем кучу ошибок?

- (Смеется). Сейчас скажу тебе рецепт – на досуге займись сама. За основу нужно взять авторский текст Льва Толстого и напихать туда как можно больше случаев написания "не" с прилагательными и причастиями. У нас почему-то в последнее время решили, что они подчиняются единым правилам, и лепят в средствах массовой информации такое, что волосы на голове встают дыбом.

- Значит, современная пресса безграмотна?

- Я бы сказал так: газеты не несут свет грамотности миру. Много стилистических ошибок, пунктуационных, но, что самое поразительное, - встречается и орфография. Я не понимаю, как можно написать "малоко", но ведь пишут. Правда, всегда хочется надеяться, что такие вопиющие случаи – брак производственного процесса, обычные опечатки.

А вот пример посерьезнее. Помните всю эту шумиху вокруг якобы болезни Ельцина? Наши журналисты пишут: "... надеемся, что он выздороВИТ". И я тоже надеюсь. Только не на то, что он "выздороВИТ" – это безграмотно, а на то, что он "выздороВЕЕТ".

- Выходит, что демократическая печать проигрывает газетам прежних лет?

- Не волнуйтесь. При Сталине и Брежневе газетчики тоже не блистали. Единственное, что их тогда спасало – строгая нормированность и идеологизированность языка. Правда, и в условиях цензуры им удавалось побаловать меня примерами того, как не надо писать: "Чудесна сцена встречи груженых машин одного колхоза, на которых едут девушки, с молодыми казаками из другого колхоза". Между прочим, пример взят мною из "Правды". На что действительно следует равняться, так это на печатные издания прошлого – начала нынешнего века.

- Как вы относитесь к словам иностранного происхождения? Есть мнение, что мы должны стараться заменять их русскими эквивалентами: бульон называть прозрачным супом и т.п.

- Я за чистоту русского языка, но это отнюдь не означает избавления от привычных нам заимствованных слов. Вот послушайте, что я сейчас скажу: я – студент филологического факультета петербуржского университета. Из всей фразы только одно слово русское – "я". Все остальные заимствованные, но тем не менее мы прекрасно понимаем смысл. А теперь мысленно попробуйте заменить все слова иностранного происхождения русскими эквивалентами. Сами запутаетесь, и количество слов в предложении увеличится примерно втрое.

- В русском языке много заимствований?

- Много, примерно 30%. Готовьтесь, через 5-6 лет их будет в два раза больше: "дилеры", "дистрибьютеры" прочно входят в обиход.

- А как же тогда быть с бессмертным "русский язык – богат и могуч"?

- Да не такой уж он и богатый по сравнению с другими языками. В его полном словаре, например, всего 200 тысяч слов, тогда как в немецком, включая, правда, диалекты – все 600 тысяч.

- 200 тысяч – все равно много.

- Так ведь мы их все не используем. Сейчас намечается явная тенденция к понижению словарного запаса русскоязычного населения. В академическом четырехтомном словаре Ушакова – самом популярном сегодня – уже только 88 тысяч слов, но нам и этого много. В лучшем случае мы реально используем 50-55 тысяч.

- Ну хоть что-то русский язык дал другим языкам?

- Большевика, например.

Живет Дитмар Эльяшевич в квартире ухудшенной планировки. Вроде бы большая комната, широкий коридор, высокие потолки, но как-то все бестолково устроено. А может быть, в доме неуютно потому, что старый человек живет один? У сына – своя семья; внучка – замужем в Швеции. Все свои дни самый грамотный человек страны проводит в кресле (ему почти отказали ноги, и он с трудом передвигается, толкая впереди себя стул). Слева – телевизор, справа – газеты, на столе – словари, а за стеклом книжного шкафа – знакомые имена: Пушкин, Блок, Есенин. Работа продолжается. Профессор Розенталь уже научил русскому языку несколько поколений. И еще научит. Каждый вечер, выглядывая в окно, он видит своих будущих учеников, пускающих кораблики в разноцветной бензиновой луже.

- Дитмар Эльяшевич, вы родились в Москве?

- Не поверите, но я впервые оказался в России, когда мне было 16 лет. Русский язык мне не родной.

- ???

- Я родился в Польше. Ходил в обычную польскую гимназию в Варшаве. Польша тогда (начало века – Авт.) входила в состав Российской империи, и поэтому в школе мы в обязательном порядке изучали русский. Не скажу, чтобы в детстве я очень любил иностранные языки, тем более, что отец дома всегда разговаривал с нами по-немецки.

- Он был немцем?

- Нет, но обожал Германию и много лет проработал там экономистом. Когда у него появились дети, он дал нам немецкие имена. Так я стал Дитмаром, а мой брат – Оскаром.

- Как же вы оказались в Москве?

- Бежали к родственникам, когда Польша превратилась в военный полигон. Это было во время I мировой войны.

- И пошли в русскую школу?

- Да.

- Не было сложностей на первых порах? Все-таки чужой язык, хотя и родственный польскому.

- Я всегда был патологически грамотным.

- А ваши родственники: грамотность у вас в крови?

- Ну, моей матери много писать не приходилось. Она была домашней хозяйкой, хотя и говорила свободно на трех языках: с моим отцом – по-немецки, со мной и Оскаром – по-польски и на улице – по-русски. А вот мой брат (он был экономистом) делал ошибки, и я их правил, когда прочитывал его труды.

- Что вы делали по окончании школы?

- Поступил в Московский университет, на историко-филологический факультет: со временем я стал очень интересоваться иностранными языками.

- Сколько всего языков вы знаете?

- Около 12. Когда выпускался из университета, знал шесть. Не делайте такое изумленное лицо – я был совершенно средним студентом. Некоторые выпускники в совершенстве владели арабским, тайским и хинди. У меня же набор был стандартным: латынь, греческий, разумеется, английский с французским. Ну и шведский выучил.

- И до сих пор помните?

- Шведский? Нет, конечно. Я им не пользуюсь. Реально я сейчас помню три языка, которые в моей голове разделили сферы влияния: говорю я по-русски, считаю по-польски, а эмоции мысленно выражаю по-итальянски.

- По-итальянски?

- Все меня знают как профессора русского языка и нередко забывают, что я написал самый первый вузовский учебник итальянского. Классики итальянской литературы тоже выходили в моих переводах.

- А могли бы вы написать 400 книжек по грамматике и орфографии польского языка?

- Мог бы. Но я должен был отблагодарить Россию. Просвещение – лучшая благодарность.

- Вы всю (почти всю) жизнь прожили в Москве. У нас, москвичей, есть свое, особое произношение?

- По сравнению с Санкт-Петербургом, московское произношение всегда считалось сниженным: Москва – купеческая, Петербург – дворянский. Правда, сейчас москвичи все больше метят в "дворяне". Уже неприемлемо говорить старомосковское "коришневый". Следует произносить "коричневый". А вот "булошная" и "конешно" через "ш" остаются законной московской привилегией.

- А в самой Москве люди говорят одинаково?

- Традиционно жители Арбата говорили более правильно. Здесь испокон веков жили представители русской интеллигенции, и поэтому ненормированной лексики тут слышать не приходилось, да и "одевать" с "надевать" никто не путал. Не то, что теперь.

Кажется, что, написав гору книжек о том, как нужно правильно говорить и писать, профессор Розенталь должен забыть нормальные человеческие слова и все свои фразы начинать с "не будете ли так добры…" Однако коллеги Дитмара Эльяшевича открыли мне секрет. Оказывается, знаменитый профессор не брезговал грубоватыми словечками. Однажды, проводя заседание кафедры, он заметил, что преподаватели украдкой едят яблоки, и отреагировал "по-нашему": "Мало того, что не слушают, так еще и жрут!" Уважал Розенталь и студенческий жаргон.

"Как дела?" – спрашивали его коллеги.

"Нормалёк", - отвечал профессор.

- Вернемся к вашей службе в Московском университете. Ходят слухи, что было время, когда назначение на должность заведующего кафедрой подписывалось в КГБ…

- Лично мне КГБ сотрудничать не предлагал. Наверное, вызывало подозрение мое происхождение, национальность. Но я точно знал, что в нашем коллективе под маской милого преподавателя стилистики работает представитель органов, который стучит наверх о каждом шаге – моем и моих коллег.

- Наверное, поэтому у меня всегда было ощущение, что примеры для своих правил вы берете из итоговых материалов партийных съездов.

- Я обязан был использовать идеологические примеры. Примерно 30% лексики должны были быть определенной направленности, и цензор за этим строго следил. Также существовал список писателей во главе с Горьким и Шолоховым, чьи произведения я обязан был процитировать. Ну и, разумеется, без Маркса и Энгельса обойтись было невозможно. Я представляю себе, сколько полетело бы голов, если бы мне вздумалось использовать примеры из Солженицына или Мандельштама!

- Давайте подведем итог: у вас 3 высших образования, вы написали 400 учебников и статей, редактировали словари, преподавали в МГУ, возглавляли кафедру стилистики русского языка на факультете журналистики…

- Я преподавал не только в МГУ, но и на ТВ. Валя Леонтьева, Володя Кириллов – это все мои ученики. До эфира мы собирались в студии, делали упражнения на произношение, писали контрольные работы. А после эфира я разбирал с ними их ошибки.

- И кто был самым лучшим учеником?

- Не хочу никого обидеть. Все были талантливы, но Володя – особенно. Не случайно именно он потом защитился и стал профессором русского языка.

А вообще передайте всем моим ученикам, особенно своим коллегам-журналистам, что я их всех помню, читаю и про себя ругаю за ошибки.

Беседовала Елена ЕГОРОВА
Показать полностью..
Тави Тум 6 декабря 2019 2
Сегодня всё больше детей и взрослых испытывают различные проблемы с почерком. Что же является причиной расстройств почерка у современных школьников и даже взрослых людей?

Следует отметить, что за неразборчивым почерком стоят более фундаментальные психологические и неврологические нарушения деятельности мозга и центральной нервной системы, а не просто неспособность писать ровные и прямые буквы.


Почерк ученика 3 класса ясно нам показывает, что проблемы с почерком тесно связаны с эмоциональным состоянием ребёнка и определяются его типологическими свойствами высшей нервной деятельности.
Центром Дислексии Татьяны Гогуадзе выявлены основные причины проблем с почерком у современных школьников:
- рассогласованность в работе полушарий мозга;
- высокая скорость работы мозга;
- нарушения эмоциональной сферы;
- психоэмоциональная нестабильность;
- слабость нервной системы;
- высокая чувствительность к раздражителям;
- высокий уровень тревожности;
- расстройство схемы тела;
- поверхностное дыхание;
- нарушение равновесия;
- слабо развитая кисть и малая подвижность лучезапястного сустава;
- снижение коммуникативных качеств;
- слабая согласованность в системе мозговой деятельности «рука – глаз- мышление».
Все перечисленные причины трудностей в почерке можно эффективно корректировать физическими упражнениями!

По этой причине коррекцию почерка необходимо начинать с повышения уровня согласованности в работе полушарий мозга через физические упражнения на координацию.
Показать полностью..
Тави Тум 15 октября 2019
Из года в год самым страшным кошмаром на ЕГЭ по математике и для учеников, и для репетиторов считаются не параметры и не финансовая задача. А милая геометрия, которой впору пугать ленивых учеников. В стиле «если домашку по логарифмам не сдашь, на следующей неделе планиметрию начнём». Я вам открою секрет. Далеко не каждый репетитор по математике сам умеет решать С2 и С4. И далеко не каждый вообще за это берётся.
Почему с геометрией такая дикая проблема?
На мой взгляд, проблема не с геометрией как таковой. А с пространственным и творческим мышлением в целом. Ваш ребёнок умеет составить схему к задаче на движение, на работу, на части и внести туда все необходимые данные? Я чаще всего сталкиваюсь с тем, что нет. А ведь это основа геометрии по сути. Суметь представить текстовые данные в форме схемы, внести информацию так, чтобы текст больше не понадобился и решить задачу, просто глядя на схему. В геометрии грамотный чертёж = 80% задачи. Остальное уже дело техники.

И геометрия должна начинаться не в 7 классе, а ещё в дошкольном и младшем школьном возрасте. Разрезалки, развёртки, чёткие схемы, игры с площадями и периметрами, проведение отрезков по точкам, задачи на замощение поверхности, задачи со вспомогательной раскраской, пентамино, тетрамино и иже с ними, танграм и другие головоломки на плоскости, сборка конструкций по трём видам, работа с единицами измерения...
Почему-то очень многие математику ограничивают числами, текстовыми задачами и счётом. Но ведь это только вершина айсберга математики, лишь одна небольшая его часть. А потом и получается, что ребёнок в задаче по геометрии видит пару чисел и начинает эксперименты с ними. Сложить, умножить. И неважно, что одно из них расстояние, а другое - угол. У ученика напрочь не сформировано понимание того, что они значат.
Как быть? Добавлять в свою математику геометрию в разных формах. Для этого есть чудесные игры, например: ковры короля Квадратуса, геометрика, оригами, конструктор из зубочисток и пластилина, лабиринты, эксперименты с лентой Мебиуса и разными флексагонами (я фанат объемных флексагонов), поиск предметов по координатам, морской бой.

Из пособий, призванных поставить геометрию с нуля очень рекомендую посмотреть:
1. Наглядная геометрия Шарыгина и Ерганжиевой. Книга адресована ученикам 5-6 классов, однако, отлично может использоваться с детьми более младшего возраста (с адаптацией задач) и для учеников старшей школы, которые испытывают трудности в освоении геометрии. Когда есть проблемы с предметом - не стоит брать другой учебник 7 класса. Попробуйте сделать шаг назад, к основам.
2. Наглядная геометрия (лабораторный метод изложения) Астряба. Старая, проверенная временем книга, у меня вот издание 1923 года. Как понятно из названия, тоже вся работа будет на практике: изучить призму и конус (поверьте, после пары таких уроков стереометрия пойдёт в разы лучше. Современные ученики, даже сильные олимпиадники порою слабо себе представляют, что будет в таком-то сечении), виды углов, объемы и площади, масштабы и системы координат. Книга закладывает прекрасную базу пространственного мышления. Я вообще не представляю, как можно изучать теоремы, не доказывая их вот прям вырезая и измеряя. А в школах они зачастую даются в параграфе для домашнего изучения, да таким сухим и формальным языком, что ничего не понятно и, если честно, даже не хочется пытаться понять.
3. Моя любовь: задачи на разрезание Екимовой и Кукина. Здесь и задачи на клеточной бумаге, и разбиение плоскостей, и танграм с пентамино, и разные раскраски, и задачи на площади. Отличная книга для интереса и подготовки к серьёзной олимпиаде.
4. Геометрия в картинках Акопяна. Необычная книга, которая представляет собой сборник теорем и геометрических фактов в картинках, доступных для понимания каждым. В книге почти нет текста, только чертежи. Интересна для сильного ученика, который начинает свой путь в геометрии. Но к ней я бы всё же рекомендовала наставника.
5. Математика и конструирование Волковой (для 1-4 классов). Хорошее пособие для развития конструкторских и графических умений, мелкой моторики (работа с циркулем и линейкой - не самое простое задание), чувства числа, воображения и логики. Все задачи именно практические: нарисуй, проведи, придумай, раздели, отмерь, раскрась.
6. И для самых маленьких, у кого ещё всё впереди: Путешествие по стране геометрия Житомирского и Шеврина. Это сказка, игра и приключения, которые помогают ученику понять базовые понятия на практике: отрезки и их сравнение, углы, плоские и объемные фигуры, симметрию и разные размерности.

А как у ваших детей дела с геометрией? Как справляетесь?
Показать полностью..
Тави Тум 26 марта 2019
youtu.be/VLtYFcHx7ec

На сайте OpenDyslexic www.opendyslexic.org/ появилась возможность бесплатно скачать для домашнего пользования шрифт, который может облегчить восприятие текстов при некоторых формах дислексии. Пока только английский, но скоро будет и русский вариант.
Показать полностью..
Lonza 18 января 2018
[red:phpbb]Сбор заказов до 23 января[/red:phpbb] www.nn.ru/community/sp/deti/...i.html#195494561
Показать полностью..
Стильная Туфелька 21 октября 2016 4
Сбор заказов. Распродажа до -50%.Гламурная детская одежда.Осень-Зима, Праздник.Без рядов
www.nn.ru/community/pv/babys...v.html#157812437
Показать полностью..
Lonza 24 июля 2015
[red:phpbb]Сбор заказов[/red:phpbb] www.nn.ru/community/sp/main/...ha_i_zamsha.html
Показать полностью..
-ЛУ- 28 декабря 2013 1
Новый год для нежных натур
Часто мы бегаем по кругу и мыслим шаблонами. Новый год: елка, мандарины, Дед мороз. Цвета яркие: зеленый, белый, серебряный, красный. Но тут мне встретилась подборка фотографий ?Новый год в пастельных тонах? Она меня заворожила, доставила эстетическое удовольствие, заставила взглянуть на оформление праздника по новому. Посмотрите и вы, для вдохновения))) darjizni.ru/
Показать полностью..
3,14 11 августа 2013
Новая жизнь началась неожиданно. Не с понедельника и не с Нового года. Она просто началась.
Показать полностью..
3,14 22 июля 2013
У Бенджамина Франклина был план достижения морального совершенства за 13 недель. Каждую неделю он совершенствовался в одной из добродетелей. В нынешнее время, этот план наиболее актуален и недостижим, поэтому попробовать стоит каждому.

1. Воздержность.
Не ешь до отупения, не пей до опьянения.

2. Молчаливость.
Говори лишь то, что может послужить на пользу другим или тебе самому.

3. Любовь к порядку.
Пусть для каждой твоей вещи будет свое место; пусть для каждого твоего дела будет свое время.

4. Решительность.
Решай делать то, что должно; а то, что решил, выполняй неуклонно.

5. Бережливость.
Позволяй себе только те расходы, что принесут пользу другим или тебе самому; ничего не растрачивай попусту.

6. Трудолюбие.
Не теряй времени; всегда будь занят чем-нибудь полезным; отменяй все необязательные дела.

7. Искренность.
Не прибегай к пагубному обману: пусть мысли твои будут невинны и справедливы; а если говоришь, то пусть такими же будут и слова.

8. Справедливость.
Никогда не обижай людей, причиняя им зло или не делая добра, как велит долг.

9. Умеренность.
Избегай крайностей; не держи обиды за причиненное тебе зло, даже если думаешь, что оно того заслуживает.

10. Чистоплотность.
Не допускай ни малейшей грязи ни на себе, ни в одежде, ни в доме.

11. Спокойствие.
Не волнуйся из-за пустяков, из-за происшествий мелких либо неизбежных.

12. Целомудрие.
Похоти предавайся редко, единственно для здоровья или для продления рода; не допускай, чтобы она привела к отупению, или к слабости, либо лишила душевного покоя или бросила тень на доброе имя твое или чье-либо еще.

13. Кротость.
Следуй примеру Иисуса и Сократа.
Показать полностью..
Лаппа 21 мая 2013
С разбитым сердцем можно жить!
Смеяться, завтраки готовить,
С ребенком суффиксы учить
И в тихом месте дачу строить.
С разбитым сердцем можно жить
И флиртовать, слегка смущаясь,
В театры иногда ходить,
Игрой актеров восхищаясь.
С разбитым сердцем можно жить,
Любуясь в зеркало собою.
И с лучшим другом водку пить,
И плакать над его судьбою.
С разбитым сердцем можно жить
И делать по утрам зарядку.
И на работу приходить,
Карьеру строя по порядку.
С разбитым сердцем можно жить,
О летнем отпуске мечтая.
А по ночам одной курить,
В груди осколки собирая...

© Лиана Емельянова
Показать полностью..

Галереи пользователей

Разделы

Тэги

Данных материалов у пользователя нет

События афиши

Данных материалов у пользователя нет

    Обратите внимание:
  • Удаленные, перемещенные в архив и скрытые темы на форумах, записи в блогах, события в афише и фото автоматически удаляются из этого списка
  • Свежие добавленные материалы выводятся выше в списке.